воскресенье, 3 июня 2018 г.

Мезоамериканская экспедиция. Запись №10. Что-кончается, что-то начинается.

Ягуар

Вы заждались, конечно, известий о том, чем же завершился полевой этап первой российской экспедиции в джунглях Гватемалы. Не скрою, уже несколько дней я порывался все описать, но хотел дождаться, чтобы все участники живыми и здоровыми выбрались из джунглей и все прокомментировали. Тем более что вокруг лагеря в последние дни настойчиво бродил ягуар – король джунглей. Днем на тропинке рядом с лагерем его видел рабочий по имени Хорхе, позже другие сотрудники экспедиции отчетливо чувствовали запах мертвечинки – зверь явно поохотился. По-видимому, ягуар разведывал подступы к лагерю (ночью Йованни слышал его очень близко): он искал еду, а в лагере она явно была – ходила, копала, говорила. Это самый главный и опасный хищник в джунглях, его боятся все, кроме клещей, которые его кусают. На языке гуарани его имя означает «зверь, убивающий одним прыжком», а на языке майя он звался «bahlam». Но сейчас о другом.
Итак, барабанная дробь… Стела не обнаружена.
Напомню, что примерное место поисков указали те, кто участвовал в поиске этой стелы десятки лет назад. Информация от всех опрошенных источников была тщательно проверена – и она не подтвердилась. Вопрос о том, почему эти источники могли так ошибиться, оставляем открытым, хотя у нас много разных догадок по этому поводу. Интересно другое. К концу экспедиции появилась маленькая зацепка: один местный житель в случайном разговоре сказал, что тоже присутствовал при экспедиции по поиску стелы. И, насколько он помнит, искать ее надо совсем не там…
В итоге самый последний шурф (по-испански «посо») на удачу был сделан в той зоне, на которую указал местный житель. В предыдущих 14 раскопах обнаруживался совершенно не потревоженный культурный слой, который упирался в «штук» – пережженный известняк, из которого сформирован пол площади. А здесь явно был перекоп! Остается посетовать, что разговор с местным жителем состоялся слишком поздно – экспедиция получила разрешение лишь на 15 шурфов, и они закончились. Но главное, что он вообще состоялся, потому что теперь мы точно знаем, где искать. Важно, что на площади не было грабительских шурфов («сакеос») – значит, стела еще на месте.
Обсидиановые орудия
Расстраиваться по поводу стелы не стоит (хотя я, признаюсь, адски расстроился!) - археологические находки с лихвой компенсировали отсутствие надписей. На территории комплекса были обнаружены новые монументальные постройки, возможно, даже площадка для игры в мяч. Это доказывает, что Эль-Энканто не заштатный городишко, а крупный центр рядом с Тикалем. Была собрана значительная коллекция керамики, она позволит расставить точки на i в дискуссии о периодизации поселения – основного вопроса экспедиции. Весьма высока вероятность того, что некоторые обнаруженные слои являются доклассическими. На дне одного из шурфов нашлась фруктовая косточка, а органический материал – это большая редкость для археологии майя! Он позволит сделать AMC-анализ и получить датировку нижних горизонтов.
Жадеитовая голова
Ну и, конечно, много массового и индивидуального материала: керамические сосуды, тарелки, орудия из кремня и обсидиана (ножи, наконечники копий). Даже, вроде как, что-то из жадеита – это зеленый минерал, похожий на нефрит, но дороже и крепче. Это вообще редкость. К слову, если кто не знал, в культуре майя металл вообще отсутствует как явление – вместо него использовали кремень и обсидиан. Именно поэтому в Мезоамерике нет и быть не может белых ходоков.
Обзор всех результатов экспедиции мы будем публиковать поэтапно в следующих постах. А пока вот вам видео о последних днях работы экспедиции в джунглях. Ссылка 
Так или иначе, основной нашей целью была организация первой в истории российской археологической экспедиции на памятнике майя – и она выполнена! А стелу мы продолжим искать в следующем сезоне! 



Комментариев нет:

Отправить комментарий